Авторы:
О. А. РУЩИЦКАЯ, кандидат экономических наук, доцент,
Уральский государственный аграрный университет (620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 89126770500; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
Аннотация. Рассматривается парадигмальный метод исследования маркетинга как приоритетный инструмент изучения структурных изменений в науке. Применение данного метода исследования к маркетингу в целом и к маркетингу органических продовольственных товаров в частности позволяет выявить этапы развития эволюции маркетинга, среди которых большинство ученых и практиков выделяют пять основных концепций: концепцию совершенствования производства, концепцию совершенствования товара, концепцию интенсификации сбыта, концепцию комплексного (или интегрированного) маркетинга, концепцию социально-этического маркетинга. Тем не менее современная парадигма маркетинга органических продовольственных товаров находится на стадии формирования. В статье показана взаимосвязь понятий «экологический маркетинг», «органический маркетинг» и «маркетинг органических продовольственных товаров», уточнено понятие маркетинга на рынке органических продовольственных товаров, представляющее собой, по мнению автора, деятельность, осуществляемую с минимальным ущербом для окружающей природной среды и направленную на согласование интересов хозяйствующих субъектов и потребителей на рынках органических продовольственных товаров. Автор указывает на динамичное формирование нового рыночного сегмента – «зеленой экономики», основанной на экологически чистых, безопасных технологиях, появление множества терминов, связанных с «зеленой экономикой». Логико-структурный анализ позволил разработать и представить авторскую трактовку «дисциплинарной матрицы» Т. Куна, применительно к парадигме маркетинга на рынке органических продовольственных товаров. В состав матрицы входят четыре элемента: «символические обобщения», «метафизические части», «ценности» и «общепринятые образцы». Это позволило выявить качественное и количественное наполнение каждого элемента матрицы применительно к парадигме маркетинга на рынке органических продовольственных товаров, что может положить начало дальнейшим количественным исследованиям содержания матрицы.
Ключевые слова: маркетинг, агромаркетинг, продовольственный маркетинг, продовольственные товары, органические продовольственные товары, рынок продовольственных товаров, экологический маркетинг, экологический менеджмент, окружающая среда, «зеленая экономика», парадигма.