Авторы:
Н. А. АЛЕКСАНДРОВА, кандидат философских наук, доцент,
Уральский государственный аграрный университет (620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42).
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем профессиональной ориентации молодого поколения в контексте государственной социальной политики. Автор считает целесообразным рассматривать процесс разработки и реализации профориентационных мероприятий как многоуровневый и многосубъектный. В зависимости от субъекта профориентационной деятельности предлагается выделить следующие уровни разработки и реализации работы по профессиональной ориентации населения: федеральный; региональный; муниципальный, включающий субуровни организации, образовательного учреждения профессионального образования (высшего и среднего) и уровень школы. На каждом уровне должны решаться специфические задачи, определяемые объемом полномочий и уровнем ответственности определенного субъекта. Анализ степени выполнения задач профориентационной деятельности на федеральном уровне позволяет заключить, что в настоящее время не в полной мере выработаны ее концептуальные и правовые основы; профориентация рассматривается не как важнейший социальный институт интеграции и социализации молодежи, а только как услуга; важнейшие решения переданы с федерального на региональный уровень; отсутствует взаимодействие между различными субъектами профессиональной ориентации; координация работы государственных органов с учреждениями системы общего и профессионального образования даже не определена как задача, а тем более не прописана как технология. Автор полагает, что решение обозначенных проблем лежит в плоскости развития нормативной базы профориентационной деятельности различных социальных институтов; разработки и реализации целевых программ профессиональной ориентации школьников; дальнейшего формирования информационных инструментов, в том числе в интернет-пространстве; создания механизма оперативного реагирования на потребности работодателей в квалификации работников через онлайн-анкетирование работодателей.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, субъекты профориентации, уровни разработки и реализации работы по профессиональной ориентации населения, инструменты профориентационной деятельности, информационные инструменты профориентационной деятельности.