Авторы:
А. А. ПУСТУЕВ, кандидат экономических наук, доцент,
Уральский государственный юридический университет (620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 23; тел. 8 (343) 374-43-63).
Аннотация. Рассмотреть возможность формирования территориальных агрокластеров с учетом известных (стандартных) принципов кластеризации (эволюционность формирования и развития, добровольность создания, эквивалентность дохода и затрат, юридическая независимость, синергетическая эффективность, взаимоконтроль действий, инновационная результативность). На основе анализа известных научных публикаций, посвященных «агрокластерной» проблеме, установлено, что предлагаемые в них рекомендации по формированию кластеров в аграрной сфере лишь частично связаны с комплексом названных принципов. Это характерно и для публикаций, в которых рассмотрены вопросы формирования социальных кластеров на селе. Не рассматривается механизм распределения дохода, получаемого от синергетического эффекта между субъектами кластера. В предлагаемых агрокластерных моделях не рассматриваются задачи, которые должны решать входящие в кластер организации. В представленных определениях не просматривается присутствие традиционной целевой установки кластера – повышение конкурентоспособности его участников. А в рекомендациях по формированию социальных кластеров отсутствует основная его цель – повышение качества жизни сельского населения, особенно по соблюдению социальных нормативов. Излагаются также различные подходы к процессу кластеризации (на основе рейтингового распределения территорий, по уровню концентрации производства, на основе предварительного создания «ядра»). Автором статьи предложено формирование в качестве «ядра» территориально-кластерного мультипликатора (ТКМ), в который целесообразно включать наиболее устойчиво функционирующие отрасли и подотрасли (зернопроизводящую, птицеводческую и комбикормовую) при условии совпадения их моделей рынка. Обосновано, что только в этом случае возможно эффективное управление кластером, особенно при распределении дохода от функционирования кластера. При этом доля рынка у претендентов в ТКМ не должна превышать 20–25 %, в противном случае монополизированные структуры будут диктовать свои условия в управленческом процессе. На уровне Уральского федерального округа приведены конкретные агроорганизации названных отраслей и подотраслей, которые целесообразно включать в «ядро» кластера на уровне названного региона.
Ключевые слова: кластеры, устойчивость функционирования, агрохозяйства, сельские территории, территориально-кластерные мультипликаторы, «ядро» кластера, модели рынка, управление, системообразующие отрасли.