Авторы:
С. В. БАЛАБА, аспирант,
В. В. КРУДЫШЕВ, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,
А. А. КОРНИЛОВ, кандидат технических наук, начальник научно-исследовательского отдела,
Н. В. ХАБИБУЛЛИНА, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник,
И. С. ЛАЗАРЕВ, кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель,
Л. А. НОВОПАШИН, кандидат технических наук, доцент, заместитель декана по научной работе, заведующий кафедрой,
Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России (620137, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 22).
Уральский государственный аграрный университет (620075, Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42).
Аннотация. Надежность подвижного состава оперативных служб – неотъемлемое условие их своевременного прибытия и эффективности работы. Пожарные автомобили (ПА) создаются на базовом шасси стандартных грузовых и легковых автомобилей, но в отличие от них имеют более тяжелые условия эксплуатации: выезд с непрогретым двигателем, движение со значительными ускорениями и частыми торможениями при полной загрузке автомобиля, работа в любых климатических условиях. Поэтому обеспечение их надежности является актуальной задачей. Цель исследования – составление методики расчета ресурса узлов и агрегатов ПА на основании данных об отказах и выполненных ремонтах. В эксплуатационной документации ПА ведется учет пробега автомобиля и наработки двигателя в стационарном режиме, а также выполненных ремонтов. В результате изучения различных источников была составлен алгоритм действий, позволяющий определить ресурс отдельных узлов и агрегатов ПА используя значения пробега и наработки, соответствующие проведенным ремонтам. Методика включает составление сводной таблицы об отказах в порядке возрастания показателя надежности, определение среднего значения пробега автомобиля или наработки до отказа, определение доверительного интервала и определение вероятности отказа. В результате появляется возможность определения пробега автомобиля или наработки агрегата до предельного состояния с учетом гамма-процентной наработки до отказа γ = 80 %, что соответствует вероятности отказа P = 0,8. Применение описываемой методики позволит прогнозировать проведение обслуживания и ремонтов ПА с учетом фактических значений пробега и наработки, а также планировать финансовые средства на проведение восстановительных операций.
Ключевые слова: пожарные автомобили, надежность, показатели надежности, методика расчета, определение ресурса, прогнозирование отказов.