Авторы: А. Г. Светлаков, доктор экономических наук, профессор.
Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
Аннотация. Ислам – мировая религия, объединяющая в себе многовековую историю, традиции, культурно-духовные ценности и нравственные идеалы, основанные на миролюбии, добрососедских отношениях, терпимости и уважительном отношении к другим конфессиям. В статье рассматривается проблема объединения понятий «ислам» и «исламизм». Установлено, что религиозный «суррогат» в виде экстремизма и терроризма, паразитирующих на культурно-духовных ценностях ислама, ‒ это результат геостратегических противоречий двух сверхдержав, СССР и США на рубеже 80-х гг., активно поддерживавших и поощрявших националистические, исламские движения и тенденции в борьбе за право доминировать в Ближневосточном регионе. Проблемы в этно-конфессиональных отношениях, национальной политике, в сфере экономики не оставляют уверенности в успешном противостоянии псевдорелигиозным, террористическим организациям и ставят под сомнение эффективность силового решения этого вопроса. Анализируется состояние взаимосвязи между глобализацией, процессом исламского возрожденияи феноменом «исламистского терроризма» как продукта геополитической концепции «управляемого хаоса». На основании статистических данных делается вывод о превалирующем влиянии социально-экономических факторов на степень проявления террористической активности населения. Установлено, что в республиках Татарстан и Башкортостан, где социально-экономические вопросы решаются на уровне, обеспечивающем достойное проживание граждан, для терроризма, какую бы личину он не принял, нет прочной социальной основы. Противостоять феномену исламистского терроризма необходимо в трех основных направлениях: силовом – в отношении тех, кто встал на путь терроризма; идеологическом – путем поддержки традиционных школ Российского ислама; социально-экономическом – предполагающем создание определенного уровня благосостояния населения, при котором переход к образу жизни террориста стал бы невыгодным.
Ключевые слова: ислам, исламизм, мусульманизация, технология управляемого хаоса, исламистский терроризм, уровень жизни, качество жизни, радикальное движение.