Авторы: И. В. РАЗОРВИН, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления.
Н. В. УСОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления.
Н. В. БАРДАСОВА, аспирант кафедры экономики и управления.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Уральский институт управления (620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 66).
Аннотация. Агропромышленный комплекс является ключевым в процессе обеспечения продовольственной безопасности на федеральном, региональном и локальном уровнях. Введение санкций и изменения, происходящие на международном рынке, требуют реализации органами государственной власти и местного самоуправления мер по развитию кооперации и повышению доступности рынка для местных сельхозпроизводителей. Авторами рассмотрены этапы товародвижения продукции агропромышленного комплекса от производителя до конечного потребителя. В условиях сетевизации потребительского рынка и увеличения барьеров входа на рынок все большую актуальность приобретают именно интеграционные процессы. Увеличение доли сетевых операторов розничной торговли как регионального, так и международного уровня на потребительском рынке региона усиливает значимость государственного регулирования данного направления, а также поддержки местных сельхозпроизводителей. Поддержание предприятий агоропромышленного комплекса направлено на повышение не только доступности местной продукции АПК, но и уровня продовольственной безопасности региона. В качестве одного из направлений достижения поставленных в стратегических документах по развитию агропромышленного комплекса Свердловской области целей и задач выступает совершенствование структуры взаимоотношений всех участников рынка сельскохозяйственной продукции. Авторами сформулированы основные функции оптовых продовольственных рынков как площадки для взаимодействия участников рынка. В процессе исследования авторами выявлены достоинства использования различных инструментов взаимодействия всех участников рынка. В частности, на примере АО «Ирбитский молочный завод» рассмотрена новая форма интеграции и хозяйствования, а именно применение стратегии вертикальной интеграции между фермерскими хозяйствами и крупными производителями молочной продукции.
Ключевые слова: товародвижение, аграрная политика, региональный аспект, товародвижение, оптовая торговля, розничная торговля.