Авторы:
Л. Е. КРАСИЛЬНИКОВА, кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной работе.
А. Г. СВЕТЛАКОВ, доктор экономических наук, профессор.
Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д. Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23; е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
Аннотация. Гипотеза исследования заключается в том, что современные условия привели к усложнению институциональной среды АПК Российской Федерации, сопровождающемуся одновременно централизацией государственного регулирования на федеральном уровне и дефрагментацией его в соответствии с особенностями региональных систем, которые, в свою очередь, предопределяют необходимость организации и построения скоординированных взаимодействий на основе реализации программно-целевого управления. В статье рассмотрены научные и практические аспекты программно-целевого управления эффективным развитием агропромышленного комплекса на региональном уровне. Анализ научных источников показал, что данная тематика широко освещается в трудах отечественных экономистов-аграриев. В то же время в региональной практике не в полном объеме задействованы ключевые инструменты программно-целевого управления как средства достижения нового качества отечественного АПК. С этим связаны многие негативные тенденции и диспропорции агрохозяйственной деятельности в отдельных субъектах страны, раскрытые на примере Пермского края. Проведенный анализ позволил отметить ключевые принципы и факторы программно-целевого управления, обеспечивающие встраивание региональных целевых программ в федеральную интегрированную модель иерархической структуры государственного управления аграрной экономикой. Сформулирован вывод о необходимости задействования независимых высококвалифицированных научных и практических специалистов при разработке региональных целевых программ и контроле их исполнения как важнейшего условия преодоления бюрократического формализма в аграрном менеджменте. При соблюдении принципа научной обоснованности и наличии альтернативных сценариев программно-целевой подход способен обеспечить нужную синергию и стать каркасом самоорганизации регионального АПК, что в дальнейшем может привести к новому циклу и качеству развития.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, вертикаль государственной власти, импортозамещение, инструменты управления, показатели агропромышленной деятельности, принципы управления, программносистемная логика, программно-целевое управление, продовольственный суверенитет, эффективное развитие.