Авторы:
Б. А. ВОРОНИН, доктор юридических наук, профессор.
М. С. СЕРЕБРЕННИКОВА, старший преподаватель.
Н. Б. ФАТЕЕВА, старший преподаватель.
Уральский государственный аграрный университет (620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42).
Аннотация. В связи со сложившейся ситуацией на рынке труда в России и изменившейся системой ценностей и отношением персонала к труду невозможно полностью удовлетворить материальные потребности наемных работников. Поэтому разработка методов внешнего и внутреннего мотивирования персонала к качественному и эффективному труду, которые соответствовали бы интересам работодателей и общественным интересам, удовлетворяли потребности персонала, является одним из наиболее актуальных направлений в сфере управления персоналом предприятия. С точки зрения получаемых благ мотивация разделяется на два типа: материальная и нематериальная. Как правило, данные типы мотивации применяются одновременно. В зависимости от степени управления и назначенных целей мотивации соотношение материальных и нематериальных типов мотивации меняется. Материальная мотивация учитывает приобретение конкретных материальных благ, которые находят выражение в денежном эквиваленте, материальных благах либо услугах. Материальная мотивация персонала используется на уровне отдельного работника либо групп работников. На уровне мотивации всего коллектива компании она используется реже, так как считается неэффективной. Нематериальная мотивация ориентирована на получение работниками эмоциональных выгод. Выгоды могут проявляться в различных формах, например в уровне самооценки, психологическом комфорте. Мотивация является побуждением человека к труду через внутренние побудительные компоненты, такие как потребности, увлечения, ценностные ориентиры, закрепляемые через сознание человека факторы внешней среды. В системе управления персоналом выделяют административные, экономические, социально-психологические методы мотивации. Мотивация в системе управления персоналом структурируется по следующим направлениям: условия работы, ресурсы, признание, взаимоотношения, ответственность. Использование методов мотивации персонала по указанным направлениям дает возможность воздействовать на все уровни и все организационные единицы фирмы. Внешняя мотивация ставит перед собой задачу стимулирования и развития внутренней мотивации персонала. Достичь поставленной задачи возможно за счет постоянной оценки мотивации персонала и использования методов, соответствующих уровню мотивации.
Ключевые слова: мотивация, система управления персоналом, ООО «Птицефабрика Ирбитская», формирование трудовой мотивации персонала.