Авторы: А. С. РОМАНОВА, аспирант,
С. Л. ТИХОНОВ, доктор технических наук, профессор,
Уральский государственный аграрный университет (620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)
Аннотация. В статье приведены данные по исследованию и анализу рынка рыбы. Несмотря на огромные биоресурсы, которыми располагает Россия, 30 % рыбы и морепродуктов в рационе жителей страны имеет импортное происхождение. Российский рынок рыбы и морепродуктов имеет значительный потенциал по ряду потребительских сегментов, которые в настоящее время заполняет импорт. С ростом населения в мире увеличился спрос на продукты из сырья водного происхождения. Главной целью исследования является предоставление фактических данных по текущему состоянию и динамике экспортно-импортных операций на рынке рыбы и морепродуктов в целом, и по основным сегментам, в частности. Выяснено, что увеличение экспорта способствуют как положительные моменты: рост объема добычи рыбы и нерыбных объектов, так и отрицательные, такие как удаленность Дальнего Востока, от центральных районов (потребителей) и ограниченность его внутреннего рынка, что вызывает необходимость экспортировать биоресурсы в азиатские страны. Во многих субъектах РФ будут запущены специальные программы развития рыбохозяйственного комплекса, в том числе в ряде регионов УрФО. Анализируя приведенные данные, следует, что сегодня необходимо ускоренное развитие отечественной рыбной отрасли и эта проблема стоит особенно остро в связи с ответными мерами государства на мировые экономические санкции. Необходимо совершенствование технологии, техники производства, переработки, хранения и транспортировки рыбной продукции. Осуществление этих мероприятий позволит не только улучшить условий продвижения российских товаров на экспорт, но и усилит конкуренцию на российском рынке в будущем со стороны импортируемых рыбных товаров.
Ключевые слова: потребительский рынок, рыба, морепродукты, рыбная промышленность, производство, экспорт, импорт.