Авторы: Е. С. КУЛИКОВА, кандидат экономических наук, доцент,
Уральский государственный аграрный университет (620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)
Аннотация. В данной статье отражаются основные структурные элементы регионального маркетинга, основой которого являются различные имиджевые стратегии, региональная программа развития региона, стратегии инфраструктуры, которые напрямую зависят от экономического развития региона. Цель данного исследования заключается в развитии теоретико-методологических положений по развитию маркетинга территории с учетом многообразия объектов и субъектов региона. Выделены субъекты, инициирующие маркетинговую деятельность: резиденты — физические лица — основной кадровый потенциал любой территории. Одновременно они — основной объект внимания и воздействия в политическом маркетинге, поскольку представляют собой электорат. По срокам проживания на территории могут быть выделены люди, родившиеся и постоянно живущие на ней; родившиеся на других территориях, но длительное время живущие здесь; и так называемые «новые резиденты». Нерезиденты — физические лица могут быть классифицированы по срокам пребывания в пределах данной территории, целям, роду занятий и т. п. Наиболее многочисленная, разношерстная, переменчивая группа — туристы. Другая значимая категория, имеющая относительно постоянный состав — лица, в течение длительного срока обучающиеся в пределах данной территории или приехавшие с целью временной работы, занятости (специалисты различных профилей, рабочие разных уровней квалификации). Особая категория — это приезжие деловые люди: предприниматели (производственники и торговцы), потенциальные инвесторы, посетители выставок и ярмарок, командировочные лица. Основными выводами по данной статье можно считать выделение конкурентоспособных параметров территории с точки зрения субъектов: объем рынка и величина платежеспособного спроса, развитость инфраструктуры, культурный и оздоровительный потенциал территории, комфорт, богатые сырьевые ресурсы и различные характеристики рабочей силы. В работе определены основные цели территориального маркетинга, их функциональные особенности. Предлагается стратегия развития территории маркетинг имиджа, в качестве приоритетной. Ее основная цель — создание, развитие и распространение, обеспечение общественного признания положительного образа территории. По сравнению с другими направлениями эта стратегия является недорогой, хотя и требующей определенных затрат. Представлены различные варианты реализации этой стратегии в зависимости от специфики территории.
Ключевые слова: система, инфраструктура, маркетинг региона, социальное развитие региона, инфраструктура, маркетинг города, маркетинг территории.