Авторы: И. М. ДОННИК, доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии наук, ректор,
Б. А. ВОРОНИН, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой,
Уральский государственный аграрный университет (620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63),
И. А. ТУХБАТОВ, кандидат сельскохозяйственных наук, руководитель,
Управление Россельхознадзора по Свердловской области (620027, г. Екатеринбург, ул. Грузчиков, д. 4)
Аннотация. Управление сельским хозяйством в рыночных условиях осуществляется преимущественно гражданско-правовым методом, заключающимся в экономическом регулировании сельскохозяйственной деятельности. Вместе с тем, у государственного управления сельским хозяйством имеется и сфера административного воздействия на субъекты аграрного производства. В настоящее время функции государственных контрольно-надзорных органов в сельском хозяйстве осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), входящая в систему Минсельхоза России. Положение о Россельхознадзоре утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 327 от 30 июня 2004 г. (с изменениями и дополнениями). Государство на правовом уровне устанавливает правила и административные регламенты в этой сфере. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве является одним из важнейших направлений в системе управления аграрной отраслью экономики страны. Эффективность деятельности Россельхознадзора напрямую оказывает влияние на обеспечение качественными и безопасными продуктами питания. В то же время в сельском хозяйстве снижаются риски для аграрных предпринимателей, связанные с вредоносными растениями, вирусами, заболеваниями животных и птиц, что может нанести ущерб агробизнесу. Об этом свидетельствуют и факты, приведенные в статье, на примере деятельности Управления Россельхознадзора по Свердловской области.
Ключевые слова: государство, контроль, надзор, служба, сельское хозяйство, Россельхознадзор.