Авторы:
Е. С. КУЛИКОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории,
Уральский государственный аграрный университет, (620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343)371-33-63).
И. В. РАЗОРВИН,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления Уральского института – филиала,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия) (620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, д. 66, к. 510).
Аннотация. В данной статье отражаются основные особенности развития территории, необходимости ее устойчивого развития, сохранения и повышения эффективности маркетингового потенциала территории. В исследовании предложена методика оценки устойчивого функционирования маркетинга территории на базе ключевых показателей эффективности деятельности отдельных субъектов территории, а также совокупности всех подсистем территории в рамках конкретного локального пространства, выраженного маркетинговым потенциалом территории. Основой внедрения и использования данной методики являются экономические показатели крупных субъектов территории, а также математическое моделирование в системе замкнутого территориального пространства. Диапазон использования оценки устойчивого функционирования в практической деятельности постоянно расширяется и совершенствуется, что приводит к новообразованиям в системе показателей, индикаторов. Предложенная методика является универсальной, поскольку позволяет и оценивать территории различной отраслевой направленности, и сравнивать их друг с другом с целью выявления наибольшей устойчивости функционирования. Она также дает возможность определить динамику устойчивости функционирования территории и выявить отдельные резервы ее роста для определения ее способности адаптироваться к изменениям внешней среды. На современном этапе рыночных преобразований структурные элементы устойчивого функционирования транс- формируются в инструмент управления территорией, основой которого являются различные стратегические показатели, которые напрямую зависят от экономического развития региона. Цель данного исследования заключается в разработке методики оценки устойчивого функционирования территориального маркетинга с целью определения основных причин и предпосылок использования маркетинга как инструмента управления территорией, как способа создания и реализации успешных стратегических проектов с учетом многообразия альтернатив. Каждая из подсистем устойчивого функционирования маркетинга территории реализуется в определенном пространственно-временном континууме на базе институционально закрепленных юридических норм, правил, а также традиций и обычаев, анализ которых позволит достичь высоких результатов в развитии территории.
Ключевые слова: устойчивость функционирования объекта, процессы управления устойчивостью функционирования, подсистемы базовых показателей, региональные целевые программы, социальная устойчивость территории, технико-технологическая устойчивость территории, экологическая устойчивость территории, показатели рентабельности территории, финансовая устойчивость территории, показатели рентабельности, экономическая система территории, маркетинговый потенциал территории, маркетинг территории.