Аграрный вестник Урала

журнал издается с 2000 года

ISSN 1997 - 4868 (Print); ISSN 2307-0005 (Online)

 

МАРКЕТИНГОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ В МЕХАНИЗМЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ

Авторы: 

А. Л. ПУСТУЕВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и экономической теории,

В. Д. МИНГАЛЕВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и экономической теории,

А. А. ПУСТУЕВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и практики управления,

Уральский государственный юридический университет, (Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21. тел. : (343) 375-31-60).

Аннотация. Обоснованы меры по формированию устойчивой неценовой конкурентной среды на продовольственном рынке, позволяющей активизировать маркетинговые меры воздействия на потребителей. Раскрываются причины снижения конкурентной борьбы на продовольственном рынке, усиливающие положение на нём монополизированных и интегрированных структур, что ущемляет экономические интересы сельхозтоваропроизводителей, ведёт к возрастанию эксплуатации потребителей, особенно в период экономических кризисов, и создаёт серьёзные помехи в применении неценовых методов конкуренции. Это сужает возможности развития агромаркетинга на уровне неценовых методов конкуренции. Излагаются особенности агропродуктов, рыночная ориентация производства которых связана с сезонностью и необходимостью их длительного хранения. Проявление сезонности прослеживается на примере реализации картофеля и овощей. Излагается механизм преодоления сезонности на основе создания оптимальных запасов сельскохозяйственных сырьевых продуктов, что обеспечит устойчивое функционирование сельскохозяйственной кооперативной оптово-розничной системы на продовольственном рынке. В целях наиболее эффективного управления запасами сельхозпродукции предложена авторская экономико-математическая модель, включающая целевую функцию (оптимальный объём запасов с учётом динамики затрат на хранение, скорректированных на инфляцию) и совокупность ограничений. Представлены основные элементы кооперативной продовольственной оптово-розничной системы. Выявлены потребительские предпочтения отечественной и импортируемой агропродукции в разных условиях функционирования социально-экономической системы. Обоснован и подтверждён примерами из практики олигополистический характер поведения на продовольственном рынке страны крупных агрокорпоративных структур и торговых сетей. Для снижения монополизации на данном рынке предлагается повысить уровень конкуренции на основе создания агрокооперативной продовольственной оптово-розничной системы (в противовес частной), мотивационно распределив между ними доли на продовольственном рынке.

Ключевые слова: устойчивость продовольственного рынка, сезонность продаж, оптимальные запасы агропродукции, кооперативная оптово-розничная система, конкурентная среда, предпочтения потребителей, маркетинговые исследования.

Скачать полный текст статьи

Контактная информация:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральский государственный аграрный университет"

Адрес: 620075 Россия г.Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42

+7 (343) 221-40-01; 371-33-63 - ректорат

+7 (343) 221-40-12 - бухгалтерия

 

 

antiplagiat             openaccess                         88x31

 

All works are licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License

Яндекс.Метрика

Search