Авторы:
Е. А. ХОМУТНИКОВА, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии,
Курганский государственный университет (640000, г. Курган, ул. Гоголя, 25; тел.: 8(3522)43-31-43)
Аннотация. В статье проводится анализ различных точек зрения на категорию символ, выявляются способы его лингвистического описания в художественном тексте. Наиболее значимыми исследованиями, характеризующими символ с философской точки зрения, можно считать «Философию символических форм» Э. Кассирера, учение о символе А. Н. Уайтхеда, символическую или «глубинную психологию» К. Г. Юнга, герменевтическую символогию М. Хайдеггера и П. Рикёра, «метафорический символизм» С. Лангера. Символы могут быть объектом специального лингвистического анализа. Более того, есть ряд слов, которые при описании их в художественном тексте требуют раскрытия их символической природы. Символический потенциал чаще всего есть в сакральной лексике, которая содержит в себе семантику, отражающую духовное видение, характерное для определенной религии. Сакральная лексика в свободном употреблении и во фразеологически связанном обороте обладает способностями быть вербализатором символов. На наш взгляд, для этого больше всего подходит компонентный анализ с установкой на поиск сакральных сем в структуре значения слова, а также метод семантической реконструкции. В качестве примера рассматриваются лексема «rose» в творчестве Т. С. Элиота и А. Мердок. Символ в этих произведениях вербализован определенной лексемой. В романе Т. Харриса «Молчание ягнят» символ «бабочка» вербализуется не только лексемой-символом, но и словами, которые конкретизируют символ.
Ключевые слова: символ, язык художественного произведения, лексика с сакральной семантикой, лингвистический анализ символов.