Авторы:
Г. С. БАЙМУХАМЕДОВА, кандидат экономических наук, доцент,
Костанайский социально-технический университет (110010, г. Костанай, ул. Герцена, 27; тел.: +7 (7142) 55-42-64).
Аннотация. В условиях рыночных отношений проблема формирования ценообразования на продукцию сельского хозяйства является актуальной и ее исследованию посвящены работы многих экономистов аграрников. В статье рассмотрены особенности рыночного ценообразования в сфере аграрного производства, отмечается, что функционирование самого рыночного механизма ценообразования затрагивает сложную систему уровней, динамики, соотношений и структуры цен, а также методов и факторов их формирования. Различия в росте цен на продукцию сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий объясняются, с одной стороны, формами организации потребительских рынков различных продуктов питания и факторами рыночной конъюнктуры, определившими формирование уровня, динамики и соотношений потребительских цен, с другой стороны, формами организации рынков сельскохозяйственной продукции и сырья, а также факторами рыночной конъюнктуры на данных рынках, повлиявшими на формирование и изменение доли сельского хозяйства в структуре розничной цены на продукты питания, с учетом методов формирования цен, места и веса организаций сферы обращения. Исследование эластичности спроса на различные продукты питания по доходу позволило выявить существенные отличия в процессе формирования цен на них. Так, спрос на хлебопродукты и картофель является неэластичным, а спрос на молокопродукты и мясопродукты был эластичным, а затем стал неэластичным, что связано с особенностями его формирования. Различные факторы оказывают далеко не равнозначное воздействие на процесс формирования товарных цен, одни из них способствуют снижению цены, другие вызывают ее рост. Анализируются различные ценообразующие факторы и их влияние на процесс формирования товарных цен. Отмечается необходимость более четкого урегулирования процессами ценообразования местными органами власти на продукцию агропромышленного комплекса и, в первую очередь, на продукцию массового потребления.
Ключевые слова: рыночное ценообразование, структура цен, сельхозпродукция, сельскохозяйственные товаропроизводители, ценообразующие факторы.