Авторы:
В. И. НАБОКОВ доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления и права,
Уральский государственный аграрный университет (620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 42; тел.: 8(343)2956144).
О. А. ГРИЦОВА старший преподаватель кафедры экономики и управления,
Новоуральский технологический институт (624132, Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Ленина, 85; тел.: 7 (34370) 9-49-35).
Аннотация. В современных рыночных условиях повышение конкурентоспособности образовательной организации определяется не только содержательной стороной профессиональной подготовки специалистов и внутренними компетенциями высшего учебного заведения, но и напрямую зависит от степени интеграции маркетинга в его деятельность, от осознания объективной необходимости маркетингового управления как существенного внутреннего ресурса и перспективной концепции развития. Одним из основных факторов конкурентоспособности вуза является качество образовательных услуг. В условиях развития рыночных отношений, обострения конкуренции на рынке образовательных услуг, сложной демографической ситуации, а так же в условиях проведения государственных реформ в сфере высшего профессионального образования, приоритетной задачей руководства образовательной организации становится обеспечение качества образовательных услуг. Решение данной задачи возможно при использовании маркетинговой концепции в управлении образовательной организацией. Для обеспечения качества профессиональной подготовки в вузах создаются системы менеджмента качества, в основу функционирования которых положен принцип удовлетворения требований потребителей. В работе предложена модель системы управления качеством образовательных услуг на основе маркетинговых исследований. Основу функционирования данной системы составляют принципы менеджмента качества. Цель системы — обеспечение качества образовательных услуг посредством создания условий для реализации образовательного процесса, удовлетворяющих требования заинтересованных сторон, предъявляемых к образовательной услуге. Модель отражает целевой, системный и процессный подходы к маркетинговым исследованиям в сфере образования и использованию их результатов в управлении качеством образовательных услуг. Её применение в практической деятельности представляет образовательной организации значительные возможности по обеспечению качества образовательных услуг вуза.
Ключевые слова: маркетинговая концепция, маркетинговые исследования; качество образования; потребители образовательных услуг; требования потребителей, управление качеством образовательных услуг.