Авторы:
О. А. РУЩИЦКАЯ, кандидат экономических наук, доцент,
Е. С. КУЛИКОВА, кандидат экономических наук, доцент,
Уральский государственный аграрный университет (620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 89220287008; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Аннотация. В статье отражаются базовые предпосылки использования маркетинговых технологий в обеспечении эффективной жизнедеятельности любой локальной территории в рамках системы продовольственного обеспечения региона. Диапазон использования маркетинга в практической деятельности постоянно расширяется и совершенствуется, что приводит к новообразованиям в системе маркетинговых технологий, развитию форматов использования. На современном этапе рыночных преобразований структурные элементы маркетинга трансформируются в инструмент управления территорией, основой которого являются различные виды отношений, формирующиеся в рамках отдельных регионов, муниципальных образований, которые напрямую зависят от экономического развития региона и одновременно влияют на него. Цель данного исследования заключается в определении основных предпосылок использования маркетинга как инструмента управления территорией, как способа эффективной реализации системы продовольственного обеспечения территории с учетом многообразия альтернатив. Система продовольственного обеспечения территорий и страны, несмотря на европейские санкции, в целом характеризуется положительными сдвигами в динамике параметров своего развития. Наблюдается увеличение объемов производства и продаж продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, растет количество предприятий продовольственной сферы, функционирующих на территории РФ. Кроме потенциала конкурентных преимуществ территории, устойчивое развитие системы продовольственного обеспечения региона формирует социально-экономическую стабильность и определяет уровень и качество жизни его населения. В связи с этим система продовольственного обеспечения признается приоритетной областью интересов территориального маркетинга. В целом территориальный рынок рассматривается с позиции процесса воспроизводства – как сфера переплетения многочисленных взаимодействий субъектов экономики региона, а также как участник межрегиональных и международных экономических связей. Аргументируется необходимость конкретизации направлений территориального маркетинга в виде сложных сфер и отношений регионального хозяйства, чем и является система продовольственного обеспечения региона.
Ключевые слова: маркетинговая система агропромышленного комплекса, процессы управления продовольственным обеспечением, маркетинг региона, система продовольственного обеспечения территории, система отношений, маркетинг территории.