Авторы:
И. М. ДОБРЫНИН, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой,
В. И. КРАСОВСКАЯ, доцент,
Е. С. МАТВЕЕВА, старший преподаватель, заслуженный мастер спорта России по легкой атлетике,
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
(620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19; тел.: 8 (343) 261-74-41)
Аннотация. В статье рассматривается техника низкого старта спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, а также студентов и школьников. Спортсмен или студент в спринтерском беге на 60 и 100 м делает вполне определенное число шагов (например, при беге на 100 м это число шагов на дистанции составляет от 30 до 50 шагов в зависимости от длины шага). Поэтому спортсмены, студенты и школьники иногда в последнем шаге либо совершают прыжок, либо финишируют в падении. В барьерном беге на 100 м у женщин и 110 м у мужчин спортсмены стартуют с очень высокой скоростью и врезаются в первый барьер, а потом роняют большинство следующих барьеров. При этом расстояние между десятью барьерами строго зафиксировано, и спортсменам высокого класса приходится ставить колодки почти в метре от стартовой линии. Студенты и школьники также участвуют в таких соревнованиях и, не обладая высокой скоростью, не могут бежать в ритме «три шага» между барьерами, что создает определенные сложности. Проблема преодоления первого барьера решается с использованием законов теоретической механики и биомеханики. Предлагаемая методика низкого старта была протестирована на занятиях физической культурой студенческих групп и на тренировках и соревнованиях спортсменов различного уровня. Положения, приведенные в этой работе, были проверены авторами при использовании компьютерного моделирования процесса такого старта при различных параметрах учащегося или спортсмена и различных положениях стартовых колодок относительно линии старта.
Ключевые слова: бег, учащийся, низкий старт, стартовые колодки, барьер, пуля.