Авторы:
Н. А. ПОТЕХИН, доктор экономических наук, профессор,
В. Н. ПОТЕХИН, кандидат экономических наук, доцент,
Уральский государственный аграрный университет (620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8(908)9180357; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Аннотация. Раскрываются важнейшие общеметодологические и отраслевые недостатки действующей в настоящее время теории маркетинга, сдерживающие дальнейшее развитие общественного воспроизводства и способствующие формированию внутренних и внешних системных кризисов. Выделенные недостатки негативно сказываются на системе подготовки кадров, качестве исследований, разработке и принятии хозяйственных решений по предлагаемым маркетинговым мероприятиям. Показывается связь цикличности обновления теории маркетинга с циклом обновления общественного воспроизводства. Подчеркивается, что действующая в стране экономика, как и теория маркетинга, уже давно находится на заключительной фазе цикла обновления общественного воспроизводства, на которой наблюдаются постоянно возрастающие потери и системные кризисы. На основе обобщения накопленного отечественного и зарубежного опыта впервые в экономической науке ставится вопрос об объективной необходимости, путях и принципиально новых научных основах разработки теории маркетинга будущего поколения. Рассматриваются конкретные предложения, позволяющие качественно повысить уровень маркетинговых исследований на новой научной базе. К ней относятся: общецивилизационный подход и повсеместное использование междисциплинарной системно-целостной методологии анализа и синтеза; исключение субъективно-договорных показателей измерения рассматриваемых социально-экономических явлений и субъективно-договорных экспертных оценок специалистов, искажающих объективную реальность положения дел и предлагаемых прогнозов; повсеместное использование и учет всеобщих законов сохранения энергии, кинетронного импульса, полной мощности (выполненной работы, измеряемой в кВт/ч) и социально-экономических, экологических форм их проявления – полезных (бесполезных, вредных) затрат-результатов, потерь затрат-результатов, резервов затрат-результатов со знаками «плюс», «ноль», «минус»; внедрение во все сферы жизнедеятельности, в том числе в маркетинг, прорывных и кинетронных супертехнологий, обеспечивающих высокоэффективное управление маркетингом в режиме реального времени и устойчивое развитие цивилизации на Земле.
Ключевые слова: теория маркетинга, цикл и фазы развития, методологические и отраслевые недостатки, научная база, междисциплинарная методология, прорывные и кинетронные супертехнологии.