Авторы:
О. А. РУЩИЦКАЯ, кандидат экономических наук, доцент,
Е. С. КУЛИКОВА, кандидат экономических наук, доцент
Уральский государственный аграрный университет (620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 89220287008; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Аннотация. Возможности эффективного экономического развития любой территории и постоянные социально-экономические изменения приводят к необходимости искать новые пути и альтернативы развития, для чего активно используются маркетинговые технологии территории. Цель данного исследования заключается в развитии теоретико-методологических положений по использованию маркетингового инструментария в рамках системы стратегического развития территорий. В статье определены цели развития и особенности взаимодействия субъектов маркетинга в пределах отдельной территории. Выявляются тенденции развития стратегического планирования как механизма формирования маркетингового потенциала территорией на современном этапе экономического развития регионов. Отсутствие достаточных теоретических разработок, которые раскрывают содержание, методы и направленность стратегий развития территорий, позволяющих обеспечивать единство экономических и нравственно-культурных подходов в условиях поиска оптимальных вариантов развития территориальных маркетинговых процессов, определяет конкретные профильные элементы стратегического планирования в органах местного самоуправления с учетом специфики каждой конкретной локальной территории. Определяются теоретические и методологические основы маркетингового стратегического планирования в муниципальных образованиях, а также выявляются практические проблемы в процессе осуществления стратегического планирования развития территории. В исследовании обобщено понятие стратегического планирования, структурированы отличия стратегического плана от оперативного. Рассмотрены элементы классификации стратегических планов с точки зрения исторического и экономического развития общества. Научная новизна заключается в формировании понятийного базового аппарата стратегического планирования как обязательного элемента территориального развития. Определена система предпосылок использования стратегических инструментов планирования в России с целью развития территории. Эти инструменты позволяют любой территории активно развиваться и достигать максимальной эффективности в процессе своего развития.
Ключевые слова: маркетинг, стратегическое планирование, развитие территории, механизм управления территорией.