Авторы: О. А. РУЩИЦКАЯ, кандидат экономических наук, доцент,
Е. С. КУЛИКОВА, кандидат экономических наук, доцент
Уральский государственный аграрный университет (620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 89220287008; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Исследуется развитие антикризисных механизмов хозяйствующих субъектов на современном этапе. Выявляются тенденции формирования и развития антикризисного маркетинга как механизма модуляции защитных реакций предприятий при изменении факторов внешней и внутренней среды, влияющих на экономическое развитие в рамках сегментационных групп, с учетом специфики реализации бизнеса. По мере развития управленческой мысли наряду с появлением различных методик по предотвращению кризисных явлений, борьбе с ними специалисты пришли к выводу о том, что одним из наиболее эффективных инструментов антикризисного управления является маркетинг. Маркетологи регулярно сталкиваются с проблемами формирования конкурентных преимуществ своих предприятий в условиях конкретного локального рыночного пространства и вынуждены разрабатывать заранее маркетинговые мероприятия, чтобы избежать падения спроса и прочих негативных явлений рынка, что позволяет отнести их стратегические разработки к антикризисным мероприятиям. Ориентация в принятии управленческих решений на потребности конкретных сегментационных групп, пересмотр некоторых принципов, ранее казавшихся фундаментальными, курс на широкое использование маркетинговых технологий, усиление внимания к методикам составления и реализации целевых маркетинговых антикризисных программ определяют успешность развития бизнеса. Однако отсутствуют достаточные теоретические разработки, раскрывающие содержание, методы и направленность антикризисных стратегий развития предприятий, обеспечивающие условия поиска оптимальных вариантов развития. В исследовании обобщено понятие антикризисного маркетинга, структурированы факторы его формирования. Рассмотрены основные элементы антикризисных маркетинговых стратегий с точки зрения исторического и экономического развития общества. Научная новизна заключается в формировании понятийного базового системного понимания концепции антикризисного маркетинга как обязательного элемента развития предприятий. Определена система предпосылок использования антикризисного маркетинга как системы инструментов планирования в России с целью развития субъектов рыночного пространства.
Ключевые слова: маркетинговое антикризисное планирование, маркетинговое развитие, антикризисные инструменты, механизм управления предприятием.