Авторы:
Л. В. ДЕНЕЖКО, кандидат технических наук, доцент,
Л. А. НОВОПАШИН, кандидат технических наук, доцент,
Ю. В. ПАНКОВ, кандидат химических наук, доцент,
А. А. САДОВ, аспирант,
П. В. КОЧЕТКОВ, аспирант,
Уральский государственный аграрный университет (620075, Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63).
Аннотация. Рассматривается применение диметилэфира (СН3)2О) как экологического вида топлива, которое снижает вредные выбросы в 2–3 раза при обычной мощности двигателя. Проведенный анализ сравнения физико-химических характеристик дизельного топлива с добавкой диметилэфира показал улучшение процесса смесеобразования и сгорания в рабочей камере двигателя заданного состава ДТ + % (СН3)2О. Среднее эффективное давление в рабочей камере двигателя возрастает. Получены хорошие свойства заданных смесей составов ДТ + (10 %… 20 %... 30 %... 40 % (СН3)2О) соответственно в работе двигателя. Применение модифицированного топлива высоко экологично и дает широкую сырьевую базу для вторичной переработки отходов сельскохозяйственного производства. Представлены результаты теоретических расчетов рабочего цикла при различных порционных добавках (СН3)2О к ДТ с учетом повышения цетанового числа дизельного топлива от действия диметилового эфира. Согласно расчетам с модификацией топлива диметилэфиром происходит увеличение мощности двигателя и рост удельного расхода топлива на кВт мощности при повышении процента добавки (СН3)2О к топливной смеси. В частности, при добавке 30 % (СН3)2О мощность дизельного двигателя Д-240 увеличилась на 4,79 %. Максимальная температура горения топливной смеси снижается при добавлении (СН3)2О. Экономические расчеты от применения порций (СН3)2О в модифицированной топливной смеси с дизельным топливом показывают снижение стоимостных расходов на топливо по сравнению со стоимостью смеси углеводородов традиционных нефтяных составов. Сравнительный анализ подтверждает целесообразность применения модифицирующих добавок (СН3)2О к смесям углеводородов традиционного дизельного топлива.
Ключевые слова: дизельное топливо, диметилэфир, добавка, экологичность, смесь, свойства, эффективная мощность, автомобильный и тракторный двигатель.