Аграрный вестник Урала

журнал издается с 2000 года

ISSN 1997 - 4868 (Print); ISSN 2307-0005 (Online)

 

Модель формирования качества сельскохозяйственных товаров как основа повышения их социальной значимости

А. Ф. Никишин, О. С. Каращук, Е. А. Майорова, А. И. Больдясов

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Том 25 № 6

Дата поступления статьи: 22.01.2025, дата рецензирования: 25.04.2025, дата принятия: 22.05.2025.

Опубликовано: 30.06.2025 г.

Аннотация. Цель исследования заключалась в разработке модели количественной взаимосвязи между затратами на обеспечение качества сельскохозяйственных товаров и прибылью от продажи этих товаров при определенной конъюнктуре рынка для получения возможности выбора необходимого уровня качества и повышения на этой основе социальной значимости товаров. Моделирование осуществлялось в отношении товаров, качество которых изменяется на каждом этапе цепочки производства и реализации, для чего наиболее соответствующими являются сельскохозяйственные товары. Методы исследования включали экономико-математическое моделирование и математический анализ. Разработанная модель основывалась на математической взаимосвязи между затратами на качество и прибылью от продаж при различных объемах продаж, зависящих от уровня качества товаров. Пределом для дальнейшего наращивания затрат на качество выступали такой объем продаж и соответствующий ему уровень качества, при которых прекращалось приращение прибыли. При этом величина увеличения объема продаж являлась зависимой от коэффициента его чувствительности к уровню качества, так как улучшение характеристик товаров воспринимается потребителями на различных товарных рынках неодинаково. Определение величины затрат на качество сводилось к решению математической задачи по поиску экстремума функции прибыли от продаж после нахождения частной производной по величине затрат на качество. Научная новизна исследования состоит в применении нового подхода к выбору уровня качества сельскохозяйственных товаров исходя из затрат на качество и соответствующей им прибыли от продаж, что делает возможным при таком выборе учет социальной значимости товаров. Результатом исследования стала модель взаимосвязи затрат на обеспечение качества и соответствующей им прибыли от продаж при изначально определенном уровне качества сельскохозяйственных товаров, формирующем их социальную значимость.

Ключевые слова: сельскохозяйственные товары, качество, затраты, рентабельность продаж, прибыль от продаж, сельское хозяйство, торговля, социальная значимость

Для цитирования: Никишин А. Ф., Каращук О. С., Майорова Е. А., Больдясов А. И. Модель формирования качества сельскохозяйственных товаров как основа повышения их социальной значимости // Аграрный вестник Урала. 2025. Т. 25, № 06. С. 963‒972. https://doi.org/10.32417/1997-4868-2025-25-06-963-972

Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 24-28- 00657, https://rscf.ru/project/24-28-00657/

 

Скачать полный текст статьи

 

 

 

Контактная информация:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральский государственный аграрный университет"

Адрес: 620075 Россия г.Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42

+7 (343) 221-40-01; 371-33-63 - ректорат

+7 (343) 221-40-12 - бухгалтерия

 

 

antiplagiat             openaccess                         88x31

 

All works are licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License

Яндекс.Метрика

Search