А. Ф. Никишин, О. С. Каращук, Е. А. Майорова, А. И. Больдясов
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Том 25 № 6
Дата поступления статьи: 22.01.2025, дата рецензирования: 25.04.2025, дата принятия: 22.05.2025.
Опубликовано: 30.06.2025 г.
Аннотация. Цель исследования заключалась в разработке модели количественной взаимосвязи между затратами на обеспечение качества сельскохозяйственных товаров и прибылью от продажи этих товаров при определенной конъюнктуре рынка для получения возможности выбора необходимого уровня качества и повышения на этой основе социальной значимости товаров. Моделирование осуществлялось в отношении товаров, качество которых изменяется на каждом этапе цепочки производства и реализации, для чего наиболее соответствующими являются сельскохозяйственные товары. Методы исследования включали экономико-математическое моделирование и математический анализ. Разработанная модель основывалась на математической взаимосвязи между затратами на качество и прибылью от продаж при различных объемах продаж, зависящих от уровня качества товаров. Пределом для дальнейшего наращивания затрат на качество выступали такой объем продаж и соответствующий ему уровень качества, при которых прекращалось приращение прибыли. При этом величина увеличения объема продаж являлась зависимой от коэффициента его чувствительности к уровню качества, так как улучшение характеристик товаров воспринимается потребителями на различных товарных рынках неодинаково. Определение величины затрат на качество сводилось к решению математической задачи по поиску экстремума функции прибыли от продаж после нахождения частной производной по величине затрат на качество. Научная новизна исследования состоит в применении нового подхода к выбору уровня качества сельскохозяйственных товаров исходя из затрат на качество и соответствующей им прибыли от продаж, что делает возможным при таком выборе учет социальной значимости товаров. Результатом исследования стала модель взаимосвязи затрат на обеспечение качества и соответствующей им прибыли от продаж при изначально определенном уровне качества сельскохозяйственных товаров, формирующем их социальную значимость.
Ключевые слова: сельскохозяйственные товары, качество, затраты, рентабельность продаж, прибыль от продаж, сельское хозяйство, торговля, социальная значимость
Для цитирования: Никишин А. Ф., Каращук О. С., Майорова Е. А., Больдясов А. И. Модель формирования качества сельскохозяйственных товаров как основа повышения их социальной значимости // Аграрный вестник Урала. 2025. Т. 25, № 06. С. 963‒972. https://doi.org/10.32417/1997-4868-2025-25-06-963-972
Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 24-28- 00657, https://rscf.ru/project/24-28-00657/