Авторы:
Н. В. КАЛИНИН, кандидат экономических наук, доцент,
Иркутский государственный аграрный университет имени А. А. Ежевского (664038, г. Иркутск, п. Молодежный, д. 1; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследований автора в области электронной торговли сельскохозяйственными продуктами в России. Проведен анализ поисковых запросов, учитывающих спрос на продукты питания от пользователей Интернета. Рассмотрена зависимость потребительского спроса населения от места проживания. Проведено ранжирование федеральных округов в зависимостях от пожеланий населения на покупку органических продуктов питания. Получены результаты авторского исследования, по которым можно судить о состоянии электронной торговли органическими продуктами питания в России, больше всего желающих их купить в Центральном федеральном округе, при этом выяснилось, что Уральский федеральный округ занимает лидирующую позицию в зависимости от спроса со стороны только городского населения округа (1,97 пожеланий покупателей на 10 000 чел.), а Приволжский федеральный округ сместился в аналитической таблице со второй на пятую позицию с 0,62 пожеланий купить органические продукты от городского населения. Наиболее ярким представлением о происхождении и качестве сельскохозяйственных продуктов, раскрывается в продуктах домашних, фермерских и натуральных, также присутствует поисковый интерес к таежным продуктам и продуктам леса, но он незначителен. В результате анализа полученных данных прослеживается восходящий тренд и некоторая сезонность спроса на органические продукты питания по всей России. Так, наиболее значимый интерес на исследуемые позиции, можно увидеть с середины октября и до середины декабря месяца и прослеживается более слабая цикличность спроса на органические продукты питания в сети Интернет с начала февраля и до конца марта месяца за исследуемый период в течении двух лет.
Ключевые слова: органические продукты, электронная торговля сельхозпродуктами, анализ поисковых запросов, ранжирование федеральных округов России, эффективность агробизнеса, аналитические методы.