Авторы:
А. Л. ПУСТУЕВ, доктор экономических наук, профессор,
И. С. КОНДРАТЕНКО, аспирант,
Уральский государственный аграрный университет (620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42),
А. А. ПУСТУЕВ, кандидат экономических наук, доцент,
Уральский государственный юридический университет (620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 23; тел.: +7 343 374-30-08; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
Аннотация. Птицепродуктовый подкомплекс (ППП) относится к отрасли-мультипликатору в сфере агропромышленного комплекса. В Концепции развития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 2013–2020 гг. указывается, что наращивание объемов производства будет осуществляться в кооперации птицеводческих организаций с фермерскими и личными хозяйствами, а также при обеспечении оптимальной структуры развития производства зерна и зернобобовых для полного удовлетворения птицеводческих организаций в сбалансированных кормах. В связи с этим может возникнуть проблема на рынке зерна, связанная с ценовыми отношениями из-за несоблюдения экономических интересов зернопроизводителей, комбикормовых заводов и птицеводческих организаций. Неотрегулированность интеграционных связей между «тройкой» приводит к росту их производственных затрат и снижению конкурентоспособности на рынке зерна, комбикормов и птицепродукции. Для решения этих задач в Концепции предусматривается к 2020 г. создание инфраструктуры специализированных оптовых продовольственных рынков птицеводческой продукции с выделением земельных участков для их размещения и развития торговой деятельности, регулирования рынка птицепродукции. К сожалению, конкурентная борьба на рынке птицепродукции происходит не между кооперативными, частными и государственными оптово-розничными системами, с абсолютным преобладанием частных, а между субъектами РФ. Конкуренция — это сотрудничество, конкурентное взаимодействие регионов, свободное предпринимательство, агробизнес или, все же, система, нацеленная на удовлетворение продовольственного обеспечения удаленных от «центра» субъектных формирований России? В современных условиях рыночное поведение многих компаний все более стало использовать преимущества конкурентного сотрудничества, вместо «антагонистического соперничества», противостояние глобализации переходом на кооперативные формы взаимодействия как на процесс, получивший название «одомашнивание рынка», как на синтез конкуренции и сотрудничества. Сближение организационно-экономических, технико-технологических и информационно-инновационных интересов организаций ППП позволит снизить остроту конкурентных противостояний на рынке продукции и укрепить конкурентоспособность внутреннего продовольственного рынка.
Ключевые слова: птицепродуктовый подкомплекс, зернопроизводители, комбикормовые заводы, птицеводческие организации, конкуренция, конкурентное сотрудничество, интеграционные связи.