Авторы:
И. П. ЧУПИНА, профессор,
Н. Б. ФАТЕЕВА, старший преподаватель,
Уральский государственный аграрный университет (620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42).
Аннотация. Осуществленный в процессе исследования историко-педагогический анализ развития сельской школы России показывает, что только социально ориентированная деятельность сельской школы как образовательного звена сельского поселения может создать реальные предпосылки для выполнения селом всего спектра социально-экономических, социально-культурных и социально-педагогических функций. Являясь динамичной образовательной структурой сельского поселения, сельская школа изначально располагает значительными ресурсами для решения важнейших проблем сельского социума, тем самым обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного комплекса, социальной сферы села и сельских территорий. Детальное изучение существующих моделей образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку рабочих для региональных АПК, свидетельствует о целесообразности происходящих процессов реструктуризации образовательных учреждений. Однако, на наш взгляд, положительный эффект от данной реструктуризации, позволяющий в значительной мере расширить перечень образовательных возможностей реформированных образовательных учреждений, мог бы быть еще большим при существенном расширении их функций и полномочий за пределами образовательной системы. Основной задачей исследования на данном этапе стал поиск ответа на вопрос о том, какую же лепту в решение данных вопросов должна внести система образования. В этом смысле был интересен опыт развития региональной и муниципальных образовательных систем, который наглядно продемонстрировал, что качественное обновление образовательного процесса может обеспечить более высокое качество образования. Задавшись целью и сформировав территориальные сети образовательных учреждений в региональной системе образования, администрация области создала условия для повышения доступности и качества образования за счет грамотного взаимодействия образовательных учреждений различного типа, реализующих разнообразные образовательные программы
Ключевые слова: индивидуальные программы, качество образования, муниципальные образовательные системы, образование, образовательные программы, образовательные учреждения, профессиональное образование, региональная система образования, сельские территории, сельская школа.